Зуля (zulfia) wrote,
Зуля
zulfia

Башкирия... да, это вам не Сирия... это лучше.

Когда уезжаешь из Москвы хотя бы на 10 дней, возвращаешься - как на другую планету. И дела разгребаешь еще 10 дней. А потом машешь рукой и живешь как всегда, не тщась успеть хоть что-то:)
Когда выпадаешь из ЖЖ хотя бы на 10 дней, возвращаешься - как на другую планету. И не было-то меня с 13 по 25 июля, и я даже прочла все то, что написали за это время - а вот силы написать самой сумела собрать только сейчас.

C 14 по 24 июля мы были на Южном Урале. Вот тут.
Там было очень красиво. Очень интересно. Очень спокойно. Мне там очень понравилось и я всем рекомендую и отдых на Южном Урале и фирму "Тенгри" (особенно с Анисой - ударение на последний слог - в качестве руководителя группы). Это вкратце. Подробно и длинно под катом. Без фотографий.
UPD: Уже с фотографиями - http://zatvornik.ru/photo/2006-07/index.php :))

Сама идея поехать в Башкирию появилась совершенно анекдотично. Есть неплохая серия мультфильмов - Гора самоцветов. В заставке к мультфильму по башкирской сказке рассказывается о знаменитой Каповой пещере - и наскальные рисунки вдруг оживают и бегут по камням.
- Все. Хочу туда. Посмотреть, - сказала я.
Дальнейшее было делом техники. Нашли фирму в интернете. Заказали авиабилеты до Уфы и обратно. Определились где будем ночевать (т.к. прилетал самолет в 2 ночи, а тур начинался в 10 утра). Купили все необходимое в ТЦ Экстрим(ценовой разброс там потрясающий, но если хорошо походить - можно все найти по более чем разумным ценам).
И полетели.
Поспать в самолете не дали, теребили все два часа: Конфету? Попить? Поесть? Выпить? Кофе? Авиакомпания "Вим-Авиа" благодарит Вас за то, что Вы воспользовались нашими услугами и надеется, что Вы выберете нашу компанию....
После того, как мы опоздали на встречу с группой, но все-таки добрались до места встречи, нас усадили в автобус, т.е. это он на сайте автобус называется, а на самом деле это была обычная желтая маршрутка - и повезли быстренько посмотреть на Уфу. Смотрели действительно очень быстренько. Вывески на русском с дублированием на башкирский - так по всей республике, кстати, памятник Салавату Юлаеву, маленькие деревянные домики в центре (и митинг рядом с ними, с призывом к местным властям эти домики не сносить), речка Белая - и мы едем.
В первый день был запланирован обед в п. Инзер, который (обед, не поселок) оказался соверешенно отвратительным - но надо отдать должное, это была единственная плохая кормежка за все 11 дней - и гора Малый Ямантау. По дороге в п. Инзер на шоссе вышел глухарь. Посмотрел на нас и ушел обратно в лес.
Малый Ямантау находится на территории Южно-Уральского государственного заповедника. Во все заповедники вход платный (хоть суммы и смешные), там нельзя рвать ни цветов, ни ягод, и на территории заповедника можно ходить только с инструкторами (как нам сказали, чтобы мы не заблудились и нас медведь не съел. Насчет медведя, говорят, не шутки. А заблудиться там можно, это так).
И это почти все, что я могу сказать. Я не Тургенев, чтобы у меня получались описания природы, и никакая фотография, за исключением профессиональной, не может передать того, как там было (поэтому и не выкладываю фотографий). Как я жалела, что там не было naechste! У нее бы получилось...
Малый Ямантау... вначале мы 5 км поднимались в эту самую гору, что после обеда - хоть невкусного, но сытного - было тяжело. Потом был привал с холодным родником. Потом, оставив на привале тех, кто уже не в силах был ползти дальше, пошли дальше - и увидели луг. Он и сам по себе красив, а уж воздух - представьте себе, что разлили огромную банку цветочного меда... Как там дышалось...Прошли через луг - и забрались на вершину. Скалы, маленькие сосны, лес и речка сверху.

Потом нас привезли в Тенгри. Он располагается в селе Кага - и представляет собой большой дом из лиственниц, в котором раньше была сельская больница. Тенгри выкупили его 10 лет назад, отремонтировали, настелили вторые этажи в комнатах - оптимизация пространства - и принимают туристов круглый год.
Кормят много и вкусно, горячий чай с печеньем или конфетами - круглосуточно, оборудование, которое дают с собой - палатки, посуда, спальники, пенки и т.д. - выше всяких похвал (хотя спальники мы взяли свои и не пожалели. В своем приятнее, а кроме того, в тот, что выдают, надо вшивать отдельно выданную простынку); пинг-понг, телевизор с магнитофоном и кучей ДВД, телефон - в том числе и междугородний...

В Тенгри мы были три дня, выезжая на радиальные маршруты.
Мы были в Башкирском национальном заповеднике - это там Капова Пещера .
Дни стояли жаркие, но уже метров за 30 до пещеры повеяло холодом, а в самой пещере - где стабильная температура 7 С - пришлось надеть свитер. Вглубь пещеры теперь не водят - большое количество посетителей нарушает микроклимат и приводит к уничтожению наскальной живописи, поэтому нам показали "Голубое озеро" (его глубина неизвестна, водолазы ныряли на 88 м, до дна не достали) и по специально настланной дорожке провели вдоль специально сделанных копий наскальных рисунков. Копии сделаны очень хорошо, и несмотря на знание того, что это всего лишь копии - когда фонарик выхватывает из полной темноты красное пятно на камнях и это пятно вдруг обретает контуры мамонта.... 40 тысяч лет до нашей эры... Это стоило того, чтобы посмотреть.
А еще - Башкирский национальный заповедник единственное место в России, где занимаются бортничеством и мы были в музее бортничества. Бортевой мед, в отличии от обычного, из улья - выдержанный. Он содержит гораздо больше всяких полезных веществ, чем обычный, он гораздо дороже обычного (там литровая банка стоит 1000 рублей, в Москве 450 гр продают за 1600) и даже за ложку меда (попробовать) надо заплатить 20 рублей - но он того стоит. Я не люблю мед, но попробовав этот, очень пожалела, что мы приехали в самый конец сезона, когда старый мед уже распродан, а новый еще не собран.

Другая экскурсия была в церковь села Кага - церковь старообрядческая, с чудом сохранишимися фресками. Фрески рисовали сами жители села, не приглашая художников, поэтому эта живопись далека от правил иконописи и чем-то напоминает художников 20-го века:) - и на гору Благодать.
На Благодать мы въехали. По тропинке. На маршрутке-автобусе. Самое интересное, что машина потом развернулась на месте и благополучно доехала - по свидетельствам очевидцев не по тропинке, а уже просто так, без ориентиров - вниз. Очевидцев потом отпаивали пивом все те три часа, что мы пешком спускались с горки.
Там красиво, на этой Благодати. Сосны, малина, грибы, трава, чабрец, душица, зверобой, лабазник, лесная клубника, речка Кага сверху, ромашки и ромашковое поле, камни...

На третий день большая часть группы поехала на 5 часов кататься на лошадях. Отдельно - про лошадей.
Лошадей в Башкирии много. В основном, башкирская порода, хотя и другие попадаются. На всем нашем пути небольшие табуны лошадей либо паслись в специальных загородках, либо ходили со спутанными передними ногами и звенели специальным колокольчиком на шее. Зрелище жеребенка, сосущего мать, пастуха на лошади, мальчишек, ездящих без седла или крестьянина в телеге, запряженной лошадью - совершенно обыденные.
Когда все, кто катались на лошадях, вернулись, потирая сбитые и стертые части тела - мы поели (Кормежка весь маршрут шла по принципу "По моей раскладке можно выкормить слона") - и поехали на озеро Графское. Отдельно - про гидрологию.
Наш маршрут был составлен так удачно, что мы купались каждый день - с первого до последнего. Река Белая, река Караганка, речка Большой Ик, речка Зилим, озеро Графское, водохранилище Нугуш - везде чистая вода, везде можно найти место с небольшим течением, везде можно плавать как на мелководье, так и на большой глубине - раздолье! Говорят, и рыбалка там хорошая.
На Графском нам показали куда мы можем поставить палатки, организовали туристическую баню - и на следующий день повезли на радиальный маршрут к водоподу Гадыльша. Водопад не произвел особого впечатления - говорят, по весне он больше - но как там везде красии-и-и-ивоо-о-о-о... Я уже повторяюсь, да? Ладно, тогда отдельно - про бани.
Бани - бесплатные или за 50-100 рублей - были практически на всем протяжении маршрута. Т.е. без горячей воды мы были один или два дня, все остальное время - хочешь мойся, хочешь стирай, хочешь парься. Поход называется!:)))
С Графского поехали в Челябинскую область, по пути налюбовавшись на громадный Сибайский карьер. Впечатление жутковатое. И от карьера, и от отвалов по его бокам.
Аркаим. Там интересно, там красиво - и очень впечатляюще. Про сам Аркаим - музей под открытым небом, охватывающий временной промежуток от 9-12 вв. до н.э (протогородища) до середины 19 века (казачья усадьба) - рассказывать не буду, лучше по ссылке сходите (а еще лучше - съездите сами, там хорошие и грамотные экскурсоводы). Производит впечатление и резкая смена ландшафтов - от лесов и скал Южного Урала к степи без конца и края...
Аркаим окружен небольшими холмами. Местное музейно-археологическое население дало им названия - Гора Любви, гора Предков,Гора познания и т.д. - а рерихнутые, которые активно ездят в Аркаим (особенно после того, как туда приехала Т. Глоба и объявила Аркаим центром чего-то там) выложили на каждом из этих холмов концентрические круги из камней. И ходят по этим кругам в разные стороны утром, днем, вечером и ночью. Там даже в 3-4 часа ночи фонарики светятся.
В Аркаиме стояли два дня, потому что резко испортилась погода. К сожалению, холодный ветер и периодический дождь донимали нас уже до конца поездки - и лишь в день отлета, по закону подлости, выглянуло солнце.
Из Челябинской области, через речку Урал, мы поехали на речку Большой Ик. Изумительно красивая стоянка - да-да, снова, скалы, камни, холмы, чабрец, душица, прозрачный воздух, лесная клубника, грибы без конца и края, малина, трава, цветы, сосны, хищные птицы и сороки - и Мурадымовское ущелье. В Новомурадымовскую пещеру пошли на следующий день.
В новомурадымовской нет рисунков первобытных людей - но есть сталактиты, сталагмиты, природные бассейны, разноцветные натеки... Я поняла, что тянет людей в пещеры. Поняла и что никогда не полезу ни в одну дырку без проводника. Пробираться по мокрым - там везде течет масса ручейков - скользким камням в качающемся свете фонаря по узким проходам, перебираться над обрывами по железным лестницам, понимать, что чуть-чуть не так поставленная нога - и ты рискуешь соскользнуть невесть куда... Красиво. Местами страшно. Местами панически страшно. И очень здорово. И так хорошо снова увидеть солнечный свет...

А потом, уже на базе Нугушского водохранилища пытаться отмыть синтетическую куртку, штаны и кроссовки от глины. Кроссовки удалось. Куртку и штаны пришлось отстирывать уже в Москве.
На Нугуше нас возили на катере. Огромное водохранилище и потрясающие скалы, поросшие лесом. Ручей "Девичьи слезы" (воды там едва ли меньше,ч ем в Гадыльше) - и портрет Ленина на скале (наскальная живопись 20-го века), скала "Шапка Мономаха" и слияние р. Нугуш и р. Урюк...
Потом был Красноусольск с знаменитыми сероводородными источниками и загадочная икона Табынской Божьей матери, которую до сих ор не нашли.

А потом последняя стоянка на р. Зилим - и все. В Уфу, самолет - и Москва.

Как справедливо было замечено: "От чистой воды, чистого воздуха, хороших людей, неспешной жизни, трав, цветов и деревьев - мы едем куда?! И это называется человек разумный..."
Очень жалко было уезжать. Да что там, мне и сейчас жалко.

Дальше фактологический материал, для тех, кто заинтересовался и, может быть, соберется поехать:
1. От кого ехать - Тенгри произвела самое благоприятное впечатление. Грамотные, не первый год работают, с хорошим оборудованием, приветливые и доброжелательные.
2. Что брать с собой. На зимние маршруты не скажу, а летом - если маршрут с автомобильной поддержкой - вещи для купания, умывальные принадлежности, обязательно - нескользящие кроссовки или туристические ботинки и босоножки (желательно накануне спрашивать у руководителя группы какая обувь понадобится на следующий день), обязательно - яркий фонарь на лоб (и пещеры, да и в туалет пойти ночью пригодится), обязательно - теплый свитер и куртку-непродувайку (там действительно прохладно ночами. А еще погода может испортиться), желательно анорак и штаны из синтетики (снаряжение для рыбаков) для пещер, носки - х/б и теплые, штаны, шорты, пару футболок, сидушку из пенки. Спальник на Ваше усмотрение, палатки, пенки, посуду и проч. - отлично выдают на базе. Да, гитару можно взять.
3. Аптечка - аптечка в группе не очень хорошая, обязательно надо брать свою. Помимо лекарств для хронических болячек - йодный карандаш, бинты, маленькую упаковку ваты, лейкопластырь - как полосками, так и на катушке, кларитин, эластичный бинт, смекту (не пригодилась ни разу, но пусть уж лучше будет), себидин или любую другую сосалку для горла (непогода свалилась на нас неожиданно, один человек в группе все же простыл, таблетки пригодились), на всякий случай антибиотик (мы брали флемоксин - но не пригодился), спасатель, любое средство от ожогов (у нас был Пантенол), очень обрадовал нимесулид в таблетках - от любого болевого синдрома и от температуры, по необходимости - таблетки от укачивания, альмагель или фосфалюгель в пакетиках. Наибольшим успехом пользовался спасатель и крем от ожогов - обгорели почти все и сразу.
Обязательно! Средства от комаров, клещей и слепней, средство после укуса комаров и слепней, солнцезащитные молочко или крем.
4. Розетки были почти на всем маршруте. Можно смело брать КПК, ноуты, фены, фотоаппарат на аккамуляторах и т.д. Сотовая связь - почти везде ловит Мегафон, Билайн и МТС похуже, но звонить можно было почти каждый день, либо с сотового, либо со стационарного по межгороду.
5. Состав группы. Ездят чаще всего из Москвы и самой Уфы. В нашей группе были люди из Москвы, Самары, Липецка, Уфы - от 25 до 50 с хвостом лет. Надо отдать должное руководителю группы - Анисе Байгазиной - все трения в группе она сглаживала быстро, необидно и, в итоге, такие разные люди чуть не плакали, расставаясь. А каких-либо материальных/организационных трудностей на маршруте у нас просто не было. Т.е. у нее они, наверное, были, не бывает тура без накладок - но мы не заметили ни одной. Из всех руководителей, которых я видела - она лучшая!
6. Как ехать в машине? Обыкновенно. В самую жару, при длинных перегонах немного отекали ноги - но и только. Не укачивало (меня, во всяком случае, хотя в Москве укачивает регулярно), ноги есть куда вытянуть, открыто окно или закрыто - регулировали сами... Песни пели, загадки загадывали:).
7. Еда. Нас кормили много и вкусно. Овощи, башкирская тушенка (говяжья, а не конская:)), конфетки, печенья, крупы, макароны, хлеб, картошка... По пути всегда можно зайти (заехать) в магазин - набор и цены стандартно московские. Фруктов почти нет, те, что есть дорогие и плохого качества - т.к. привозные, плодовых деревьев мы почти не видели. Зато много ягод (в сезон, естественно), грибов, домашнего молока, сметаны. Кумыс покупать можно:), национальные сладости из сахарной пудры. Лимонад давно забытого вкуса - как будто в воде карамельку растворили:).
8. Для любителей "стационарного" отдыха - в Башкирии много санаториев и домов отдыха, в том числе и детских, и лечебных. Про обслуживание ничего сказать не могу, но дышится там и впрямь очень легко. Впрочем, как говорит мой брат "Радиация не видна":). Ходят упорные слухи, что уровень радиации там даже в местах отдыха выше нормы - за счет тайных военных испытаний в советское время. Не знаю, в следующий раз захвачу счетчик Гейгера, расскажу:)). В остальном - там где мы ездили, вода и воздух выше всяких похвал.
9. Экономика и политика. Ничего конкретного сказать не могу. Местные газеты производят впечатление старых советских времен застоя (но, подозреваю, московские - теперь тоже). Местное телевидение принимает только 1 и 2 каналы, но тарелки попадаются на глаза достаточно часто. Интернет-кафе есть в крупных и богатых городах - Ишимбай и т.д. Много сел и деревень, очень сельский край. Разрушенных домов в селах почти нет, новостройки преимущественно из дерева. Села бывают как "смешанные", так и "мононациональные" - русские, башкиры, татары. Говорят, татары жалуются, что их башкирами записывают, в целях увеличения количества башкиров - но, в общем и целом, живут мирно, национальных конфликтов мы не заметили. Церковки от мечетей отличаются только крестом (полумесяцем) на верхушке. Разброс зарплат очень высок - от средней в 4-5 тысяч, до 25-40 тысяч у тех, кто работает в нефтяной и газовой промышленности. Цены в магазинах - московские. Судя по всему, без натурального хозяйства прожить очень сложно. Молодежи в селах немного, гораздо больше детей в возрасте от 3 до 10 лет, чумазых и подвижных. Много людей среднего возраста и пожилых.
Вроде все.
Вот еще одна ссылка про туризм в Башкирии - http://www.skitalets.ru/books/bashk_turist/index.htm#sec10
Ссылка на фотографии и рассказы других побывавших будет позже, когда будут готовы подписи ко всем фотографиям.